Аркадий Малер очень точно прокомментировал истерику в ультраправославном секторе блогосферы, по поводу известного заявления митрополита Илариона (Алфеева):
В интернете очередной опричный гевалт по поводу слов митрополита Илариона (Алфеева), сказанных им греческому журналисту: Теория «Третьего Рима», в свое время имевшая популярность на Руси, не имеет для нас какого-либо значения в настоящем.
Многие заволновались, а между тем, это прекрасный повод для наших православных державников, наконец-то, “облиться холодным душем”.
Во-первых, теория Третьего Рима – это не догмат и даже не канон, а лишь одна из православно-политических, правота которой окончательно может быть явлена только с Концом Истории. Поэтому любой православный человек волен как принимать эту теорию, так и не принимать. То же самое касается всех остальных православно-политических теорий – о Катехоне, о теократии, о монархии, о симфонии властей и т.д. И я об этом постоянно говорю.
Во-вторых, было бы странно, если бы “министр иностранных дел” Русской Церкви говорил греческому журналисту, что мы отстаиваем идею Третьего Рима. По меньшей мере, это признание потребовало бы длительного разъяснения, которое сейчас никто не воспримет. Неужели не очевидно, что большинство православных людей в мире не принимают эту идею, видя в ней не более, чем имперские амбиции России?
И надо признать, к большому сожалению, что наши русские “третье-римцы”, вместо того, чтобы исправлять это положение, всё делают для того, чтобы идея Третьего Рима воспринималась именно таким образом, а всех, кто им робко напоминает об универсальности православия, они обвиняют в “либерализме” и “западничестве”. Когда наши “третье-римцы” подменяют вселенскую сущность этой идеи банальной национальной гордыней и оправдывают самые чудовищные элементы нашей истории – монгольское иго, опричнину, Грозного, Сталина и т.п. – они наносят этой идее несравнимо больший вред, чем все возможные глумления над ней со стороны всех возможных русофобов. Потому что именно такие “третье-римцы” своей неадекватностью дают повод для этого глумления. Не какой-нибудь игумен Петр Мещеринов (к которому я отношусь более, чем критически), а именно они – Проханов, Кучеренко, Елисеев, Дугин, Карпец, “Русская народная линия”, Правая.ру и очень многие журналы и сайты с самоназванием “третий рим” хоронят эту идею на корню. Поэтому я считаю, что с этим маргинальным балластом ни о каком Третьем Риме и мечтать нельзя: либо опрично-сталинская паранойя, либо Третий Рим.
В-третьих, многие патриоты-державники живут в выдуманном ими мире (как, впрочем, и многие либералы-западники), в котором в нашей Церкви якобы действуют какие-то “либеральные” и “патриотические” лобби, ведущие непрестанную борьбу между собой. Особенно смешно читать их предположения на счет того, кто именно какую позицию занимает в этом вымышленном конфликте. Я всё время вспоминаю, как один видный церковный деятель, которого я сам вместе со многими коллегами-консерваторами считал оплотом византизма, в присутствии многих людей сказал мне, что не считает Россию Третьим Римом только потому, что есть же такая замечательная клерикальная страна…Румыния, до которой нам еще расти и расти (…). Каково же было мое удивление, когда я узнал, что даже после всех обвинений меня в “либерализме” со стороны опричников, в церковной среде меня считают “ультраконсерватором” и “империалистом”, только лишь за то, что я разделяю идею Третьего Рима (…). Поэтому нашим “третье-римцам” имеет смысл выйти из своих затхлых гетто на свежий воздух и увидеть, насколько идея Третьего Рима ещё неизвестная и непонятна нашему обществу. Более того, эта идея была совсем не столь популярна даже в эпоху Московского царства и Российской империи, как это может показаться на первый взгляд. Сколько можно вспомнить примеров, когда монархическая власть в России ссылалась на “Третий Рим” или “Катехон”? Давайте посчитаем?
Наконец, в-четвертых. Я уверен в том, что и в обозримом будущем ни Русская Церковь, ни, тем более, государство российское не провозгласят идею Третьего Рима и что-либо подобное своей официальной позицией. И не столько потому, что кто-то этому сознательно сопротивляется, сколько потому, что эта идея всё ещё плотно ассоциируется с тем самым опрично-сталинистским дискурсом, выставляющем российскую державу в неадекватном свете. Тем более, не только бессмысленно, но и вредно, при всем этом бэкграунде, выдвигать эту идею в диалоге с другими Поместными Церквами и западным инославием.
Но – судить надо по делам, а не только по словам. Можно публично исповедовать идею Третьего Рима и делать это так, что никому, кроме самих русских имперцев, она не будет интересна, а можно публично отрицать эту идею, искренне или дипломатично, но делать всё для того, чтобы она реализовывалась на практике. Патриарх Кирилл и митрополит Иларион (Алфеев) все годы своего служения делают очень многое для того, чтобы открыть миру истинное, всемирно-историческое значение Русской Церкви, открыть её привлекательный образ и, тем самым, реально помогают идее Третьего Рима, а не мешают ей, как многие наши “третье-римцы”.
Полностью с Малером согласен. И, кстати, считал и считаю владыку Илариона наиболее выдающимся, после Патриарха Кирилла, русским иерархом. Вполне возможно именно он станет следующим Патриархом, и это будет наилучший выбор.
Третий Рим ? Смешно. Иисус не взял Первый Рим, когда бес ему предлагал, а вы хотите и жаждите то, что осудил и разрушил Бог
ОтветитьУдалитьВы абсолютно невежественны в вопросе о котором пытаетесь рассуждать.
УдалитьПочему же тогда Христос родился не в Первом Риме, а в нищем Израиле ?
ОтветитьУдалитьПотому, что только в Израиле была необходимая религиозная среда, только евреи тогда хранили истину монотеизма (и в этом смысле были во истину богоизбранным народом, который подготовлялся к Воплощению Христа ряд столетий) и могли воспринять то, что проповедовал Христос; недаром ВСЕ первые христиане включая всех апостолов были евреями.
УдалитьА Первый Рим стал Первым лишь тогда, когда он стал христианским, т.е. лишь при святом равноапостольном императоре Константине Великом.
Лукавство. Израиль и Рим это два слова, отражающих два противоположных значения. "Израиль" это крест, страдания, боль, гонения. "Рим" это роскошь, величие, могущество. Бог специально создал Израиль таким. Царство без Царя просуществовало не долго.
УдалитьРим уничтожил Израиль и Римские власти казнили Иисуса Христа. И за это Бог отдал римлян на растерзание варварам. Доктрина "Третьего Рима" (Муссолини тоже мечтал о "Третьем Риме") это славянская идея "Третьего рейха".
ОтветитьУдалить